|
Бездомность в России: взгляд на проблему
Равиль ГУТОВ, Алексей НИКИФОРОВ
(полностью материал опубликован в журнале "Народонаселение"
№4 2001 с.117-121)
Международная гуманитарная организация "Врачи без
границ" (МSF) уже в течение 9 лет проводит в Москве программу
медицинской и социальной помощи бездомным. За это время в наши медпункты
обратилось около 70 тысяч человек. В 1995 году была выработана форма
социального опроса, по которой до конца 2000 года было опрошено
22513 человек.
Таблица 1. Причины бездомности, в процентах
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
Бывший заключенный
|
25
|
25
|
26
|
22,3
|
18,7
|
30,3
|
Потеря жилья
|
21
|
20
|
19
|
19
|
21,8
|
24,5
|
Семейные проблемы
|
15
|
16
|
15
|
15,7
|
13
|
14,5
|
Потеря работы
|
16
|
19
|
16
|
23,7
|
11,5
|
13,9
|
Личный выбор
|
3
|
6
|
6
|
4,7
|
7,1
|
4,2
|
Беженец (мигрант)
|
5
|
3
|
3
|
2,9
|
1,9
|
0,8
|
Психологические проблемы
|
1
|
0
|
0
|
0,9
|
1,2
|
1,6
|
Другое
|
12
|
9
|
11
|
3,4
|
6,4
|
5,5
|
Не бездомный
|
2
|
2
|
3
|
7,4
|
18,4
|
|
Некоторые показатели за 6 лет исследования не претерпели
значительных изменений (табл. 2, ЗА), другие колебались, довольно
точно отражая события и процессы, происходящие в обществе (табл.
1, ЗБ, 3В), третьи же свидетельствуют об изменениях самой российской
бездомности, о том, что уже сформировался целый "класс"
людей, годами живущих без дома (табл. ЗГ, ЗД, ЗЕ).
Бездомные - это часть общества, и все, что происходит
в "большом" обществе, отражается на причинах, по которым
человек оказывается на улице (табл. 1).
После амнистии 2000 года доля бывших заключенных среди
обращающихся в медпункт МSF увеличилась до 30,3%. Сейчас освобождающийся
из тюрьмы человек предоставлен самому себе, государственных механизмов
его ресоциализации практически нет.
С 1992 по 1996 год Россия приняла 2,9 млн. мигрантов,
прибывших главным образом из стран СНГ и Балтии. В 1995-1996 годах
темпы миграции снизились. Снижение за годы исследования доли мигрантов
среди бездомных более чем в 6 раз отражает общую тенденцию уменьшения
притока в Россию переселенцев из бывших республик СССР.
В результате кризиса августа 1998 года не только увеличилось
число людей, ставших бездомными по причине потери работы (в основном
это люди, проживавшие в общежитиях или ведомственном жилье), но
также резко возросло количество обращений за медицинской и социальной
помощью обнищавших не бездомных граждан.
По данным Федерации европейских национальных ассоциаций,
работающих с бездомными (FEANTSA), из трех миллионов бездомных Западной
Европы не менее 65% составляют мужчины [3]. В России этот показатель
достигает 85% и из года в год практически не меняется (табл. ЗА).
Не претерпело больших изменений и соотношение людей,
имеющих и не имеющих удостоверение личности (табл. 2).
Таблица 2. Наличие документов, %
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
Есть
|
32
|
38
|
46
|
40,1
|
42,1
|
34
|
Нет
|
68
|
62
|
54
|
59,9
|
57,9
|
66
|
Таблица 3. Социальный портрет бездомных
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
А. Пол, %
|
Мужчины
|
86
|
85
|
83
|
84.5
|
84,8
|
85,8
|
Женщины
|
14
|
15
|
17
|
15.май
|
15,2
|
14,2
|
Б. Образование, %
|
Начальное
|
5
|
4
|
2
|
2,3
|
1,8
|
1,8
|
Незаконченное среднее
|
5
|
23
|
18
|
17,4
|
14,1
|
13
|
Среднее
|
62
|
43
|
49
|
53,3
|
52,1
|
55,7
|
Среднее специальное
|
19
|
21
|
21
|
18
|
22
|
19,7
|
Высшее
|
8
|
9
|
9
|
8,8
|
9,3
|
8,5
|
Без образования
|
0
|
0
|
1
|
0,2
|
0,6
|
1,2
|
В. Социальное положение, %
|
Рабочий
|
79
|
78
|
78
|
85,3
|
77,3
|
71,6
|
Служащий
|
9
|
14
|
14
|
11,4
|
13,9
|
16,3
|
Работник сельского хозяйства
|
2
|
3
|
2
|
0,5
|
1,6
|
1,7
|
Военнослужащий
|
1
|
1
|
1
|
1,5
|
1,1
|
0,9
|
Другие
|
6
|
4
|
3
|
1
|
4,8
|
7,7
|
Не знает
|
2
|
0
|
20,3
|
|
1,2
|
1,8
|
Г. Возраст, %
|
< 5 лет
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1,2
|
0,5
|
5 — 14 лет
|
0
|
0
|
0
|
0,1
|
0,4
|
0
|
15—24
|
8
|
9
|
8
|
7,4
|
6,4
|
3,9
|
25—34
|
23
|
24
|
22
|
21,7
|
18,8
|
17
|
35-54
|
35
|
33
|
34
|
34,6
|
32,6
|
29,7
|
45—54
|
22
|
22
|
24
|
24,3
|
29
|
33,8
|
55—64
|
10
|
9
|
9
|
9,9
|
9,3
|
12,9
|
>65 лет
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2,3
|
2,2
|
Д. Период бездомности, %
|
< 1 мес.
|
5
|
18
|
26
|
30,9
|
8,7
|
4,7
|
1-6 мес.
|
42
|
50
|
24
|
17,6
|
14,1
|
12
|
7-12 мес.
|
13
|
7
|
10
|
9
|
9,5
|
7,9
|
1-5 лет
|
30
|
20
|
30
|
26,7
|
36,1
|
42
|
6-10 лет
|
5
|
3
|
5
|
6
|
10,5
|
21,4
|
11-20 лет
|
2
|
1
|
1
|
1,9
|
2,3
|
5,3
|
> 20 лет
|
1
|
0
|
0
|
0,3
|
0,6
|
1,8
|
не бездомный
|
2
|
2
|
3
|
7,6
|
18,1
|
4,8
|
Е. Источник средств существования, %
|
Нищенство
|
48
|
54
|
53
|
52,4
|
45,6
|
41,4
|
Временная работа
|
39
|
40
|
40
|
42,3
|
40,9
|
46,2
|
Пенсия
|
3
|
3
|
4,3
|
3,1
|
3,4
|
2,5
|
Постоянная работа
|
1
|
1
|
1
|
1,2
|
1,3
|
1,7
|
Другое
|
8
|
2
|
1,7
|
1
|
8,8
|
8,2
|
Что такое отсутствие паспорта для "домашнего"
человека? Это - потеря времени на поход в свой паспортный стол и
денег на фотографии и пошлины. Для бездомного получение паспорта
- это цепь мытарств и унижений. Заработать деньги он сможет, но
в паспортных столах предпочитают работать с прописанными, хотя обязаны
помогать всем гражданам России независимо от места проживания (приказ
МВД России № 554 от 26.07.1999). Государство, с одной стороны, обязывает
своих граждан иметь паспорт и регистрацию по месту жительства или
пребывания, а с другой - не предоставляет бездомному гражданину
реальной возможности выполнить эти требования. А без удостоверения
личности человек в России - никто.
В соответствии с данными FEANTSA, основные характеристики
бездомности в Западной Европе - это бедность, безработица и неграмотность.
Бедность и безработица характерны и для российских бездомных, но
неграмотными их назвать нельзя: более половины имеют среднее образование,
до 22% - среднее специальное и около 9% - высшее (табл. ЗБ).
В западных странах выросло уже несколько поколений бездомных,
что и объясняет низкий образовательный уровень этой группы населения.
В России бездомность существует чуть более 10 лет, но уже увеличилось
число людей с незаконченным средним образованием и стали появляться
граждане вообще без образования. Если ситуация не изменится, в скором
времени российские бездомные будут полностью отвечать худшим европейским
стандартам.
По социальному положению большинство бездомных - рабочие,
однако негативные процессы, происходящие в обществе, привели к тому,
что к 2000 году значительно возросла доля служащих (табл. 3В).
Если в 1995 году основную массу (35%) составляли люди
в возрасте 35-44 лет, то к 2000 г. стала преобладать возрастная
группа 45-54 лет- 33,8% (табл. ЗГ). Человеку в 50 лет, выросшему
в СССР, значительно труднее приспособиться к новым общественным
отношениям.
Самые печальные выводы напрашиваются при оценке данных
о длительности пребывания человека в состоянии бездомности (табл.
ЗД). Опираясь на эти цифры, можно утверждать: болезнь стала хронической.
Доля живущих на улице в течение 1-5 лет увеличилась с 30 до 42%,
а в течение 6-10 лет - с 5 до 21,4%.
Вопреки здравому смыслу, государство само толкает бездомных
к нищенству, собиранию пустых бутылок, поиску сомнительных и даже
незаконных источников существования. Во-первых, потому, что, в соответствии
с нормой закона РФ "О занятости населения Российской Федерации",
службы занятости работают только с гражданами, имеющими регистрацию
по месту жительства на определенной территории, и не регистрируют
бездомных в качестве безработных. Во-вторых, статья 181 Кодекса
об административных нарушениях РСФСР фактически запрещает работодателям
принимать на работу лиц без регистрации.
До 1998 года для большинства бездомных основным источником
существования было нищенство (табл. ЗЕ). Однако к 2000 году стало
больше временно работающих - 46,4%, а в первые 6 месяцев 2001 года
этот показатель достиг уже 51%, доля нищенствующих снизилась до
21,7%.
Увеличение количества работающих говорит прежде всего
о том, что уже сформировался определенный "класс" бездомных
людей, приспособившихся к специфическим трудовым отношениям с работодателями.
Работодатели в этой ситуации только выигрывают. Никаких письменных
договоров с работником не заключается, платить ему можно меньше
и уволить можно в любой момент без компенсации, а кроме того - никаких
налогов. Выигрывают также нечистоплотные милиционеры, занимающиеся
поборами с работающих бездомных и работодателей. В проигрыше - только
государство.
|